Кто является водителем во время экзамена?
Уже достаточно давно руководителей автошкол, мастеров производственного обучения вождению – владельцев учебных автомобилей, волнует вопрос возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в процессе экзамена в ГИБДД, если на дублирующих органах управления находится экзаменатор. Сейчас этот вопрос опять стал особенно актуальным в связи с тем, что в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 вносятся изменения, в частности предписание о том, что при проведении практического экзамена экзаменатор должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством. При этом, впрочем, как и прежде, допускается проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы этой организации.
Действительно, при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, соответствующих Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных упоминаемым постановлением Правительства, допускается их проведение с использованием учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом организация должна еще очень сильно постараться, чтобы соответствовать предъявляемым Госавтоинспекцией условиям. То есть, «мне нужна твоя одежда и мотоцикл» (Терминатор), но главное еще, чтобы размер и марка подошли.
Отсюда первый вариант решения вопроса: лучший способ не попасть в ДТП – не пользоваться автомобилем.) В нашем случае – не давать учебное транспортное средство экзаменаторам для приема экзаменов. Пусть осуществляют государственную услугу на том, что сами найдут.
Если, сопереживая своим выпускникам – кандидатам в водители, или по каким-то иным причинам, автошкола или МПОВ все же предоставили свое ТС для приема экзаменов, и за «педали» сел экзаменатор, каковы последствия, если в процессе экзамена случилось ДТП по вине водителя, управляющего экзаменационным автомобилем?
Согласно п. 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Отсюда второй вариант решения вопроса. Хотят автомобиль на экзамен – оформляем договор аренды, доверенность на право управления, распоряжение о передаче источника повышенной опасности. Глубоко сомневаюсь, что представители учебных организаций и руководство экзаменационных подразделений пойдут на это или договорятся о подобном, но именно в этом случае собственник ТС снимает с себя ответственность за ДТП. Кстати, практика оформления путевого листа автошкольного автомобиля на экзаменатора существовала в 90-е годы.
Согласно статья 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. То есть, средства, потраченные автошколой или МПОВ на ремонт своего разбитого в процессе экзамена учебного автомобиля можно вернуть, предъявив регрессный иск к виновнику ДТП.
Но для начала его, виновника, нужно установить.
Виновен в ДТП, по большей части, конечно же, водитель ТС, в нашем случае учебного (экзаменационного). Другие варианты мы здесь не рассматриваем. Согласно определениям, данным в 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилах дорожного движения, водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством. Обучающего вождению упоминать не будем, так как перед экзаменом процесс обучения кандидатом в водители уже закончен, квалификационные экзамены сданы, свидетельство о профессии получено.
Кстати, весьма интересный материал попался мне недавно на глаза. Это ответ УГИБДД одного из регионов на вопрос по поводу инструкторов – частников. Так вот, авторы сделали следующий весьма неожиданный вывод: если лицо получило свидетельство о профессии, но пока не имеет водительского то занятия с ним МПОВ – это уже не учебная езда, а предоставление управления ТС лицу, не имеющему такого права (не имеющему водительского удостоверения соответствующей категории), со всеми вытекающими последствиями. Лицу – штраф от 5 до 15 тысяч рублей, предоставившему – 30 тысяч рублей.
Водитель - это не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права. Для общего развития можно посмотреть ст. 12.7. КоАП РФ, предусматривающую ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством). Все-таки водителем.
Что касается «управления ТС». Точного определения, что это такое в законодательстве нет. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 25 июня 2019 г. № 20 выразил мнение по этому поводу, назвав управлением ТС «целенаправленное воздействие на него (ТС) лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя)». Что же, смысл в этом определении есть.
Кто является водителем во время учебной езды?
К водителю, согласно действующему законодательству, «приравнивается» обучающий вождению. Но формально водителей два – обучаемый и обучающий, так как у обоих имеется возможность воздействовать на органы управления ТС, при этом гораздо удобнее и быстрее сделать это получается именно у обучаемого, так как руль у него всегда под руками. Не всегда обучающий вождению располагает возможностью избежать ДТП, которое стало результатом неправильных, а порой и неадекватных действий обучаемого. Поэтому решения суда по определению вины в совершении ДТП различны и опираются на заключения экспертизы: имел или не имел возможность второй водитель – обучающий вождению, предотвратить ДТП, или действия развивались настолько стремительно и были настолько неадекватны обстановке, что такой возможности у него не было. (Например, Приговор Боровичского суда Новгородской области № 1-471/2012 1-54/2013 от 22 марта 2013 г. по делу № 1-471/2012).
Кто является водителем во время экзамена?
Опять же тот, в чьем распоряжении находятся органы управления автомобилем. В нашем случае это экзаменуемый и экзаменатор. К водителю «приравнивается» лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды, а экзамен – не учебная езда и про экзаменатора в Правилах ничего не сказано. К слову, если экзаменатор не вписан в страховой полис ОСАГО или страховой полис оформлен на ограниченное число лиц, он не имеет права управлять ТС (воздействовать на органы управления ТС).
Определение кто такой экзаменатор, дано в другом постановлении Правительства, № 1097 от 24.10.2014: «должностное лицо подразделений Госавтоинспекции, на которое в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов.» Кстати, порядок разработки должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников ОВД есть и он утвержден приказом МВД России, а вот непосредственно сами регламенты и инструкции вы в свободном доступе не найдете, это внутренний, служебный документ. Так что будем ориентироваться на известный нам регламент. Согласно п. 128 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20.10.2015 № 995 «экзаменатор контролирует ход выполнения маневров и действий, предусмотренных маршрутом, соблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации, подает команды кандидату в водители, оценивает его навыки управления транспортным средством, умение контролировать дорожную обстановку и принимать решения в случае ее изменения, фиксирует ошибки в соответствии с контрольной таблицей.» Согласно п. 1.16. указанной таблицы действие или бездействие кандидата в водители, угрожающее возникновению ДТП требует вмешательства в процесс управления экзаменационным транспортным средством.
Не вмешался – виновен в ДТП. Или виновных двое.
Виновного в ДТП, в случае разногласий, возникших у его участников, касающихся обстоятельств причинения вреда, определяет уполномоченный сотрудник на стационарном посту или в подразделении полиции, либо сотрудник полиции, направленный дежурным для оформления документов о ДТП на место его совершения. Согласно п. 289 Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664, при оформлении сотрудником материалов по факту ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, если за нарушение Правил дорожного движения его повлекшего административная ответственность не установлена, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Если административная ответственность за нарушение правил дорожного движения установлена, сотрудник, при наличии соответствующих оснований составляет протокол об административном правонарушении либо выносит постановление по делу об административном правонарушении. В случае, когда на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
То есть, в каждом случае ДТП, происшедшем в процессе экзамена, именно экзаменатор обязан вызвать на место ДТП уполномоченного сотрудника или, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы, предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств, проследовать на ближайший стационарный пост или в подразделение полиции.
Почему экзаменатор, находившийся «на педалях», а не срочно вызванный на место ДТП и ошарашенный случившимся владелец учебного автомобиля, который даже не находился в автомобиле? Да потому, что оформлять ДТП должны его участники, водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, опять же, согласно Федеральному закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ и Правилам дорожного движения.
К тому же, согласно ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред; указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, что в нашем случае, если экзаменатор уехал с места ДТП, случившегося тогда, когда он контролировал дублирующие органы управления, предоставив разбираться во всем МПОВ; указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, что влечет за собой оформление страхового полиса на учебный автомобиль на неограниченное число лиц, если автошколе придется предоставлять его на экзамены в ГИБДД. (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).
Ну и еще, к сведению, статья 1069 ГК РФ. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Так, на относительно «болезненный» вопрос о предоставлении учебного транспортного средства на экзамены, смотрит законодательство. Каким путем вы будет решать вопрос в случае ДТП на экзамене – ваш выбор. Варианты предложены.